История

26 декабря 1898 года – заход первого торгового судна в гавань Туапсе, в которой построены береговой и рейдовый молы. Эта дата стала днем рождения Туапсинского морского торгового порта.  В 1898 году в порт Туапсе зашло 719 судов (вывезено 86 тыс. пудов грузов, ввезено - 430 тысяч пудов грузов).

1906 год - начато строительство западного волнолома из массивов-гигантов, поскольку стоянка в порту была небезопасной из-за волнения. Продолжаются работы по сооружению портовой территории. 

1911 год – Туапсинский порт имеет береговой и рейдовый молы и другие многочисленные  сооружения.

1916-1917 годы – формирование Туапсинского порта в пределах современной акватории. В порту построен Южный мол с уширением и железобетонная пристань для приёма пассажирских пароходов, нефтепирс, механические мастерские и Широкий мол с пятью причалами для сухогрузов. 

1930-1933 годы - на основе первых гидротехнических сооружений Старого порта строится причал длиной 310 метров, получивший название Широкий мол. Порт превращается в крупнейший нефтеналивной порт в стране.

1941 год  - к началу Великой Отечественной войны Туапсинский порт превратился в один из крупнейших в стране по перевалке нефтепродуктов и сухих грузов. Порт имеет волнозащитные оградительные сооружения, причальный фронт, береговые сооружения и портовый транспортный и служебно-вспомогательный флот. Осень 1941 года – на базе порта сформирована Туапсинская военно-морская база. Туапсинский морской торговый порт становится временной главной базой Черноморского флота.

1946-1950 годы – восстановление портового хозяйства после войны. Образован Туапсинский механический завод, увеличилась механизированная переработка грузов. Порт насчитывает 5 портальных кранов, железнодорожный кран, ленточные перегружатели и несколько автопогрузчиков. Портовый флот имеет в своём составе 2 буксира, 3 парусно-моторные шхуны, лоцманский катер, 2 баржи, 6 глиссеров. 

1953 год - механизированным способом переработано 87% грузов.

1956 год - с увеличением причального фронта порт начал осуществлять перевалку экспортно-импортных грузов. Планом предусмотрено  поставить 20 портальных кранов. В этом же году подготовлено 15 судоводителей маломерных судов и 2 крановщика. В порту началась переработка металла, шедшего на Индию и в другие страны. На Южном молу перерабатывались лес, цемент, руда, уголь и генеральные грузы.

 

1958 год – количество специалистов с высшим образованием за 5 лет выросло с 3 до 18 человек, работает 46 работников со среднетехническим образованием, в 1959 году соответственно, 26 и 45 человек. В порту работает 826 человек. 

 

1960 год - в составе портового флота 3 буксира, буксирный катер, 3 пассажирских катера, 3 прогулочных катера, 4 баржи.

 

1964 год – реконструирована пассажирская пристань. В порт стали заходить большие пассажирские суда. Построен новый морской вокзал. Начато строительство объектов, обеспечивающих снабжение транспортных судов продуктами питания. Туапсинский порт вышел из подчинения Черноморскому морскому пароходству и включён в состав морских подразделений Новороссийского морского пароходства.

1967 год - уровень комплексной механизации достиг 91,5%. Решаются важные проблемы, связанные с охраной окружающей среды - построены  очистные сооружения, вторые по мощности в стране. В период с 1974 по 1976 год станция очистки балластных вод была реконструирована, её мощность была увеличена почти в 2 раза. 

1971 год - порт приступил к реконструкции причалов нефтеналивного пирса.

1973 год - начата реконструкция  Широкого мола порта. Предполагается дополнительно приобрести 3 портальных крана «Ганц» г/п 16 тонн, один кран на гусеничном ходу, 19 автопогрузчиков, 37 электропогрузчиков, 29 автомашин различной специализации и другое оборудование.

 

1979-1985 годы. Завершена реконструкция грузового района Широкого мола. Значительно обновлен служебно-вспомогательный флот порта, увеличен грузооборот.

1991 год  - Туапсинский морской порт  -  относительно глубоководный, незамерзающий, расположенный в стратегически выгодном районе побережья Северного Кавказа. Через Туапсе проходит единственный в этом районе выход к морю железной дороги. Основными экспортёрами и импортёрами грузов, проходящих через Туапсинский порт,  являются практически все страны Средиземноморского бассейна, Западной и Северной Европы, Юго-Восточной Азии, США, Канады и Скандинавии. В порту действуют 3 специализированных района: нефтеналивной, грузовой и пассажирский. Коллектив порта насчитывает 1650 человек. Портовый флот имеет буксиры: «Меркурий», «Авангард», «Антей», «Борей», и «Орион».  Малые буксиры: «Агой», «Булат», и «СТР-21». Служебно-вспомогательный флот состоит из барж «Восток-194», «Восток-185», «СБ-86», 3 нефтемусоросборщиков: «МНМС-13», «МНМС-77», НМС-4». Теплоходы «Санитар», и  «Пеламида», 2 катера-завозни «БМК-130» и «ШК-15». Пассажирские перевозки осуществляют теплоходы «Тополь», «Коралл», и РК-19. В состав портового флота входят два теплохода - «Игорь Шаповалов» и «Инженер Чертков».

28 декабря 1992 года – получено Свидетельство о государственной регистрации Открытого акционерного общества «Туапсинский морской торговый порт». Предприятие вступает в новую сферу экономических рыночных отношений.

1994 год - портом начато масштабное жилищное строительство в северо-западном районе г. Туапсе

1998 год - окончено строительство АГК «Каравелла» - комплекса, представляющего собой здание гостиницы и административное здание ОАО «ТМТП». 100-летие порта туапсинские портовики встречают в своем новом доме.

2000 год - ОАО «ТМТП» первым из всех портов Российской Федерации приобретает два портальных крана фирмы «Готтвальд» грузоподъемностью 63 тонны каждый.

2000-2002 годы - в порту начали обеспечивать прием судов современные буксиры нового поколения «Ахилл» и «Атлант», построенные голландской компанией Damen Shipyards.

2004 год - приобретение мажоритарного пакета акций ОАО «Туапсинский морской торговый порт» группой ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат».

2005 год - введено в строй административно-бытовое здание производственно-перегрузочного комплекса ОАО "Туапсинский морской торговый порт". При строительстве применена технология по возведению монолитных железобетонных стен и перекрытия в инвентарной опалубке.

2009 год - ОАО «Туапсинский морской торговый порт» вошел в состав Universal Cargo Logistics Holding (UCL Holding) – международную транспортную группу, чьи предприятия осуществляют транспортировку грузов железнодорожным и  водным транспортом, их перевалку в российских портах, а также оказывают услуги в логистике, судостроении и круизной деятельности.

2010 год - ОАО «ТМТП» реализованы крупнейшие инвестиционные проекты – строительство портового терминала по перевалке зерновых культур пропускной способностью 2 млн тонн экспортных грузов в год и организация на 14 и 15 причалах перегрузочного комплекса по перевалке скоропортящейся продукции (ро-ро терминал).

2010-2011 годы - закончено строительство 1-й очереди пылешумозащитного экрана по ул. М. Горького, граничащей с портом и завершен 1-й этап реализации проекта системы пылеподавления при обработке навалочных грузов, что позволило привести показатели по шумовому воздействию и концентрации взвешенных веществ в атмосферном воздухе к нормативным значениям и требованиям.

2011 год - реконструирована система освещения Широкого мола.

2012 год - в рамках программы по обновлению флота к причалам ОАО «Туапсинский морской торговый порт» прибыл автоматизированный высокоманевренный буксир мощностью 3 300 л/с производства голландской компании Damen Shipyards. Судно получило название «Самсон».

2013 год - несмотря на сложную финансово-экономическую ситуацию в стране и в мире ОАО «ТМТП» продолжает вести активную инвестиционную политику. В рамках реализации программ по обновлению портового флота и техническому перевооружению приобретены морской буксир «Орфей» и нефтемусоросборщик «Сириус» - новейший образец современного экологического флота. На Нефтерайоне порта установлены 3 новых и модернизированы 5 существующих стендеров. Введены в эксплуатацию новые краны, грузозахватные механизмы и машины малой механизации. В целом крановый парк ОАО «ТМТП» насчитывает 29 единиц техники, а техническая оснащенность компании признана одной из самых высоких в отрасли.

2014 год – ОАО «ТМТП» продолжает инвестировать в собственное развитие. Заключен договор с ОАО «Окская Судоверфь» на строительство многоцелевого судна. Проект  позволит более  эффективно использовать портовый флот - вместо 3-х судов приобретается одно судно многоцелевого назначения: сборщик льяльных и сточных вод, нефтесборщик, бункеровщик. Приобретены 2 портальных крана Liebherr LPS 550, траверсы общей грузоподъемностью более 150 тонн, гидравлический грейфер. Проведены работы по техническому перевооружению системы электроснабжения сухогрузного района порта.